Что должен знать детский психолог

Что должен знать детский психолог

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Читайте также:  Салат с копченой курицей и горошком рецепт

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Марина Дряева
Начинающему педагогу-психологу ДОУ. Документация

Начиная работать педагогом-психологом в детском саду, сразу после окончания университета, я столкнулась с рядом вопросов:

какая документация должна вестись ;

какие диагностики использовать в работе ;

как организовать свое время и т. д.

Интернет дает множество материала, но, как показывает практика, чрезмерное количество информации так же не помогает в работе, а зачастую даже мешает, как и ее полное отсутствие.

В своем блоге я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы, прежде всего для себя. Буду рада помощи и советам.

Прежде всего, поговорим о документации, которая должна у нас быть и для нашего удобства, и для проверок, от которых никто из нас (к сожалению) не застрахован:

— циклограмма (график работы);

— журнал учета видов работ;

— карта психологического обследования воспитанника;

— заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования;

— журнал коррекционной работы;

— программа коррекционно-развивающих занятий;

— аналитический отчет о работе педагога-психолога за предыдущий учебный год;

— акты психологической экспертизы занятий;

P.S. Журналы учета проведенной работы ведется по направлениям.

— Журнал учета форм работы с родителями и воспитателями (тренинги, семинары). В нем указываются — даты проведения, темы, с кем проводятся (педагоги, родители, др. специалисты, их количество.

— Журнал групповой коррекционно-развивающей,профилактической работы с воспитанниками. Указываются фамилии детей данной, даты занятий, темы.

— Журнал Диагностической работы с указанием

• ФИ воспитанника (группы детей, родителей, педагогов,

кодом – целью диагностики:

определение уровня актуального развития – У;

оценка эмоционально – волевой сферы – Э;

проблемы поведения – П;

проблемы обучения – О;

проблемы воспитания – В;

готовность к обучению в школе – Г.

•характером диагностики – указание конкретных методик.

Кроме того рекомендую составить План на месяц или План на неделю.

Читайте также:  Из чего делают шоколадную пасту

Игротерапия в помощь детскому психологу Игротерапия в помощь детскому психологу (игры для групповых занятий) Игровое упражнение «Волшебные шарики» Игра способствует снятию эмоционального.

Конспект практикума для педагогов «Эффективное общение» (психологу) Цель семинара: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и.

Логопедическая документация на логопункте в ДОУ Документации учитель- логопед должен уделять особое внимание ежедневно. Её ведение, хранение, разработка отнимает много времени и сил. За.

Мини-музей и его документация Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.

Памятка педагогу по выявлению и организации работы с художественно-одаренными детьми. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Особенности изобразительной деятельности художественно одаренных.

В помощь педагогу-психологу. Диагностический материал и развивающие программы. Как, наверное, и у каждого начинающего специалиста, у меня возникали трудности с систематизацией диагностического материала и развивающих.

Волшебные игры в помощь педагогу — психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Что должен уметь хороший психолог? Давайте разбираться.

  1. Любить свою работу и людей. Хороший психолог должен любить то, чем он занимается. Любить и уважать людей, которые к нему обращаются. Обладать такими чувствами, как: сочувствие (эмпатия), сострадание, терпимость. Иметь представление о вселенских законах. Быть с клиентами предельно честным, корректным, неагрессивным. Уметь общаться с большим количеством людей, не уставать от бесед с людьми, имеющими проблемы. Проявлять неподдельный интерес к особенностям психики человека, образу его мыслей. Иметь искреннее желание разобраться в мотивации его поступков, внутреннем мире клиента. Этот интерес должен быть у психолога изначально, его нельзя привить.
  2. Не навредить. Не играть в Бога, всезнающего, что такое добро и зло. Соблюдать этические правила психолога, не оскорблять. Действовать максимально корректно по отношению к пациенту и его окружению. Работа психолога помимо сознания, связана еще и с подсознанием клиента. А это материя очень тонкая: там живут наши страхи, волнения, пороки. Используя такую информацию непрофессионально, вреда можно нанести больше чем пользы. Поэтому, психолог несет большую ответственность. Любое неосторожное использование информации, полученной в ходе работы, неверные выводы и рекомендации, неправильное применение методик может нанести непоправимый вред психике и даже жизни пациента.
  3. Уметь слушать и слышать. Главное в работе психолога, уметь слушать и слышать собеседника. Уметь высказать свое мнение, не оскорбив при этом мнение человека которого слушаешь. Задавать правильные вопросы, выбирать правильную интонацию, тембр голоса, наблюдать за реакцией оппонента. Уметь убеждать, советовать. Чувствовать мелочи в поведении человека, подмечать внутренние страхи клиента. Помочь разобраться в чувствах и эмоциях. Уметь говорить, когда это действительно нужно, чувствовать, когда необходимо замолчать и просто послушать. Важно подстраиваться под собеседника, говорить на его языке. Своим поведением создавать ощущение, что человек беседует сам с собой, только, на этот раз, знает ответы.
  4. Иметь индивидуальный подход к каждому. Психолог должен уметь понимать и чувствовать пациента, его эмоции и страхи. Быть гибким и уметь приспосабливаться. Консультировать клиента не просто в соответствии с определенными догмами психологии, а учитывать индивидуальные качества человека, его интересы, личное мировоззрение.
  5. Иметь большой собственный опыт. Иметь семью, друзей, большой круг знакомых разного статуса, специальностей, опыт работы на руководящей должности и в качестве подчиненного. Желательно — опыт воспитания детей. Что бы судить о вещах, происходящих с другими, сам психолог должен быть уже достаточно развит. Из этого следует, что психолог должен иметь собственное, адекватное мировоззрение, хорошо знать и любить себя, управлять своими чувствами и эмоциями. Должен быть доволен своей личной и семейной жизнью. Если человек не может решить свои проблемы, наладить свою жизнь, то другим он вряд ли сможет помочь.
  6. Использовать комплексный, дифференцированный подход. Проявлять гибкость, не зацикливаться на определенных школах и методиках. В каждом конкретном случае, уметь применить то, что будет наиболее эффективно.
  7. Быть разносторонним, образованным человеком. Как в любой другой науке, нужно много читать, размышлять, постоянно стремиться узнать что-то новое. Больше практиковаться, ведь определенная часть знаний приходит только с опытом. Разбираться в различных сферах жизни. В определенной ситуации применять соответствующие направлению знания:
  • Иметь познания в медицине. Психолог должен знать анатомию центральной нервной системы, разбираться в строении организма. Уметь определять симптомы и особенности часто встречающихся заболеваний. Особенно, связанных с неврологией, ибо психосоматика – явление очень распространенное. Кроме того, любая болезнь накладывает свой отпечаток, создает внутренние страхи. А абсолютно здоровых людей, как мы знаем, не бывает.
  • Хорошо ориентироваться в юриспруденции. Огромное количество нарушений эмоционального состояния человека вызывают проблемы с законом и государством. Часто обращаются люди, пострадавшие от чьих-либо неправомерных действий. Знание норм семейного, трудового, уголовного, гражданского права на практике очень пригодятся. Особенно, это касается психологов, работающих с пострадавшими. Что бы адекватно разговаривать с клиентом, психолог должен знать перспективы решения проблемы. Сюда же, можно отнести знание криминологии. Многие клиенты становятся жертвами обмана и, желательно, в этом разбираться.
  • Разбираться в основах мировых религий. Верующих людей намного больше чем атеистов. Не важно, к какой вере относится клиент, религиозные аспекты часто накладывают свой отпечаток на психику.
  • Ориентироваться в нетрадиционных учениях. Поклонников различных учений становится все больше. Если человек пустил внутрь себя какую-то идеологию, она становится частью его мировоззрения. Это не должно остаться не выявленным.
  • Иметь понимание субкультур. Особенно важно это для психологов, работающих с подростками. Субкультура – это определенный мир со своим настроением и мировосприятием. Она создает мотивацию для различного рода поступков. Если, для людей неискушенных, субкультура, это – просто внешний «прикид», то для некоторых это — жизнь.
  • Иметь познания в наркологии. В современное время, в городе или деревне, люди снимают стресс. Будь то алкоголь, сигареты, наркотики или просто лекарство из аптеки. У каждого стимулятора своя специфика и определенное действие на психику, которое необходимо учитывать.
  1. Поддерживать «правильное» душевное состояние. Практиковать в уравновешенном и гармоничном состоянии. Проходить регулярно личную терапию. Иначе есть риск навредить своими негативными эмоциями пациенту.
Читайте также:  Рисовые биточки без яиц

Что нужно, чтобы стать психологом?

Говоря "хочу стать психологом", помните, что чтобы стать действительно хорошим специалистом, необходимо учиться всю жизнь. Заниматься самообразованием, читать много профессиональной литературы, проходить различные курсы повышения квалификации. Чтобы хорошо разбираться в профессии, нужно постоянно осваивать новые направления, посещать семинары и тренинги.

С чего лучше всего начать? С поступления в ВУЗ. Стать психологом, обучившись самостоятельно, довольно сложно. По книгам и тренингам, конечно, можно научиться теории. Однако, в специализированных учебных заведениях, информацию дают структурировано и систематично. Да и опыт передается только при личном общении. Кроме того, без диплома, Вам никто работать психологом не даст. Так как нет подтверждения Ваших знаний.

С чего начать: полезные советы

И так, Вы окончили психологический ВУЗ. Что делать дальше?

Начать стоит с определения сферы, в которой Вы хотите работать. А точнее, с кем Вы хотите работать. Например, с детьми, быть педагогом-психологом или детским психотерапевтом-консультантом. Или стать профессиональным консультантом на базе какого-то предприятия или фирмы. Проводить бизнес-тренинги, помогать становлению личности. Либо заниматься семейной психологией, консультировать по вопросам разводов и сохранению браков.

Далее нужно понять, какую из школ терапии Вы хотите выбрать для дальнейшего глубокого изучения и применения в практике. Для этого важно изучить все основные школы психотерапии, чтобы понять, какая из них Вам ближе и какая даст максимальный эффект Вашим клиентам.

Далее, нужно определиться, где Вы хотите работать. Будет это государственное предприятие (например, школа или учреждение, где есть ставка штатного психолога) или частная фирма? А, может быть, Вы желаете открыть частную практику?

Наши курсы — для тех, кто хочет стать отличным психологом!

В Центре Психологии и Тренинга Марии Минаковой практикуются различные методики для образования начинающих психологов. На нашем сайте, в разделе курсы психологии, размещены программы курсов для начинающих и практикующих психологов. Эти курсы будут полезны как для начинающих свою практику и студентов ВУЗов, так и для практикующих психологов с целью повышения квалификации.

В процессе изучения различных курсов Вы получите структурированную практику по самым частым проблемам, с которыми обращаются клиенты. Освоите множество различных подходов и техник из самых разных методик и школ. Научитесь работать с множествами внутриличностных проблем и проблемами взаимоотношений.

Для начинающих психологов лучшим подспорьем будут курсы по базовым школам психотерапии и по самым частым темам клиентских проблем. После прохождения этих двух программ Вы будете себя чувствовать уверенно и "подкованно" и без страха начнете профессиональную деятельность. Кстати, самым способным ученикам предлагается работа в Центре!

Если Вы хотите начать свою деятельность в работе с детьми, советуем Вам пройти курс по детской психотерапии. Из него Вы узнаете об основных направлениях в детской психотерапии для применения их в психологическом консультировании детей и их родителей. Освоите эффективные техники по детской психологии, получите больше практики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector