Что принято готовить на поминки

Что принято готовить на поминки

Христиане готовят на поминки в день похорон блюда согласно правилам, обычаям, традициям. Поминальное меню должно иметь определенный перечень продуктов: кутья, кисель, блины и другое.

Примерное меню на поминки дома

Заключительной частью проведения похоронного обряда является поминальный обед. Люди, провожающие в последний путь покойного, приглашаются на трапезу. Трапеза имеют застольный этикет.

На поминки ходят по приглашению:

  1. За столом размещается дополнительная посуда для усопшего. Ставится его фотография с черной траурной лентой. Возле фото можно поставить икону.
  2. Поближе к пустому прибору рассаживаются родственники. Далее, друзья, знакомые, коллеги.
  3. Придя с кладбища после похорон, моют руки.
  4. Недопустимо громко говорить, смеяться, рассказывать веселые истории.
  5. Начинаются поминки с зажжения свечи возле фотографии умершего человека. Перед началом трапезы читается молитва.
  6. Нельзя проливать много слез о покойном, душа умершего будет тяготиться, застряв между небом и землей.

Меню поминок должно отвечать традициям, учитывать православные дни поста.

Традиционные блюда

Издавна после похорон на поминки готовили сытные, незамысловатые блюда. Изысканных яств готовить не принято. Традиционно подают коливо, которое несет ритуальное значение.

Коливо – блюдо из пшеницы или риса (рисовой крупы) с медом, которое имеет отношение к поминкам. В разных регионах его называют: кутья, канун, сочиво. Готовить в день похорон принято по устоявшемуся рецепту. Кашу приправляют большим количеством меда, сливочным маслом. Исходя из традиций прихода могут подавать коливо с маком, курагой, изюмом, грецкими орехами.

Кушают кутью перед основной трапезой по-особенному. При классическом выполнении обряда, каждому присутствующему на поминках кладут в ладонь ложечку кутьи. После прочтения священником молитвы, каша из пригоршни съедается без использования столовых приборов. По русской традиции кашу насыпают в вафельные тарталетки. Ставят полную тарталетку каждому приглашенному на тарелку.

Традиционное меню на поминки в день похорон дома предполагает подачу:

  1. Блинов. Круглые символизируют восход солнца следующего дня. Традиция готовить блины в день похорон берет свое начало из языческих обрядов.
  2. Киселя. Раньше готовили ржаной, овсяный или пшеничный густой кисель с молоком. Его разрезали ножом, подавая как сладкое блюдо. Кисель символизировал благодать, которую получала душа после смерти тела.
  3. Яиц. Их можно подавать фаршированными или вареными, как часть салата или закуски. Считается, что яйца, символизируют бессмертие и дальнейшее перерождение души.

Закуски и салаты

Меню в день похорон готовят из традиционных продуктов, без деликатесов. Список блюд для проведения поминок:

  1. Рыбу или блюда из нее: жареная, соленая или заливная.
  2. Пирожки с творогом, капустой, мясом. Ими заменяют блины.
  3. Салаты: винегрет, оливье, шуба, мимоза, из свежей капусты, с помидорами, огурцами.
  4. Соления, квашеные овощи: маринованные грибы, квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры.
  5. Свежие овощи по сезону: огурцы, помидоры, зеленый лук, болгарский перец.
  6. Бутерброды или гренки: со шпротами, сырок+чеснок, паштет, форшмак.
  7. К столу подают мясные копчености, сырные нарезки, деликатесные продукты.
  8. Фрукты: бананы, виноград, апельсины, яблоки, киви.
  9. Сладкое: пироги со сладкой начинкой, печенье, конфеты.

Родственники, чтобы достойно провести умершего, готовят постный поминальный стол в день похорон. Готовят постное меню из следующих яств:

  • кутья без сливочного масла;
  • блины без яиц на воде;
  • постный борщ;
  • тушеный картофель с грибами;
  • овощной салат;
  • салат из свеклы;
  • голубцы с грибами для поминок;
  • пирожки с горохом, капустой;
  • овощное рагу;
  • квашенья, соления;
  • сладости к посту;
  • фрукты;
  • компот или кисель.

Горячее

Горячим блюдам на поминках в день похорон придают особое значение. После кутьи подают первое горячее блюдо. Чаще готовят борщ, в некоторых регионах первым блюдом выступают щи или суп с лапшой. Независимо от названия жидкого блюда, оно должно быть горячим. Считается, что поднимающийся от тарелки пар способствует вознесению души умершего к небесам. Древние обряды рассказывают, что на второе готовили пшеничную или ячневую кашу.

На горячее готовят:

  • котлеты;
  • птицу;
  • отбивные;
  • голубцы или фаршированный перец;
  • тушеную картошку с мясом.

Составляя меню, нужно придерживаться обычаев, которые почитают в регионе, приходе. Существуют традиции готовить к поминальному столу вареники с капустой или картошкой, солянку, фасолевое пюре, еды не должно быть много. Мероприятие посещают, чтобы помолиться о душе умершего, давая ей помощь вознестись к Царству Небесному. Чревоугодия, распитие спиртного, смех со стороны присутствующих за поминальным столом, усугубляет горе родственников.

Можно ли пить на похоронах

Церковь акцентирует внимание, что поминки — повод помолится, вспомнить ушедшего из жизни, а не застолье с изысканными лакомствами и распитием спиртного. Православное учение имеет свое мнение по поводу поминания спиртным. Оно не приветствует наличие алкоголя.

Православие говорит, что алкогольные напитки символизируют земную радость. На трапезе после похорон, они неуместны. Поминание алкоголем, наливание стопочки покойному, увеличивает страдания души, пытающейся прийти к Господу. Алкоголизм – тяжелый земной грех. Нельзя совмещать прегрешения в виде распития спиртного после похорон и молитву о прощении грехов умершего. Люди, поминающие покойного чарочкой, возымеют наказание – их дети будут страдать от алкоголизма. Алкоголь — табу для стола.

Чего не должно быть на столе на поминках

Готовить трапезу, учитывая наличие праздников или церковных воздержаний в день похорон. Если поминки припадают в пост, то на столе не должно быть мясных, молочных, рыбных блюд. Строгих ограничений (отсутствие растительного масла, запрет использовать термическую обработку) по постному меню, Священное Писание не предусматривает.

По окончании обеда, уходящие не благодарят родственников усопшего, а вспоминают его добрым словом. Оставшуюся пищу после поминок в день похорон раздают присутствующим.

Как рассчитать примерное количество еды на людей

На поминках после похорон не должно присутствовать много еды, такое застолье предусматривает насыщение для получения физических сил, а не чревоугодие. В среднем, после проведения умершего в последний путь, на застолье приходят 30–40 человек, много еды готовить не стоит.

Расчет предполагает еды на одного человека:

  • закуски, салаты 300-350 г для поминок;
  • первое (борщ, щи) – 150-250 мл;
  • мясо, гарнир – 250-300 г;
  • алкоголь (вино) – 0,2-0,5 л на человека.

Если в домашних условиях не удается готовить на поминки после дня похорон из-за определенных причин, то лучшим решением станет заказ кафе или ресторана. Персонал приготовит все блюда по согласованному меню, накроет на положенное время стол, подаст первое, горячее, салаты, закуски. Заказывать меню на поминки в день похорон, следует придерживаясь правил и рекомендаций.

Информационный портал о похоронах и ритуалах

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.

Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).
Читайте также:  Бывает ли борщ без свеклы

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Читайте также:  Как варить мисо суп

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

По православной традиции в память об усопшем устраивают специальные трапезы, на которых близкие поминают ушедшего дорогого человека за тихой беседой и молитвой за упокой его души. Это не простой обед. Обязательный обряд давно стал традицией, смысл которой – через употребление блюд просить прощения и успокоения душе покойного.

В чем заключается православная поминальная традиция?

Первый раз покойного поминают на третий день после смерти, когда, по представлениям православных, душа возносится к Богу. Второй раз родственники и знакомые собираются для поминовения через девять суток, чтобы душа при виде мук Ада покаялась в грехах и получила надежду на помилование и прощение. Молитвы родных на сороковины, помогают душе усопшего пройти самое главное испытание – высший суд, чей приговор может означать вечное блаженство в раю или бесконечные муки ада.

Поминки в определенные дни являются традиционным обычаем с давних времен. После погребения, вернувшись с кладбища и омыв руки и тело, поминками провожают душу усопшего. Третьи сутки — тот срок, когда происходит отрыв от всего земного и вознесение к небесному престолу. Не имеет значения место, где соберутся близкие, будет ли это домашнее мероприятие или организованная трапеза в кафе. Важно помнить, что поминки – это ритуал скорби по новопреставленному, а потому должен сопровождаться молитвой, а не распитием алкогольных напитков и громкими разговорами.

Сдержанности поведения на поминках после похорон и в другие дни вторит и меню. Не приемлемы признаки пиршества, а лаконичность оформления стола и разумное разнообразие приготовляемых блюд уместны.

Сервировка и подбор блюд

Прежде чем подробно остановиться на выборе блюд, стоит обратить внимание на сервировку стола. О соблюдении траурной и скорбной атмосферы знают все. Однако некоторые не догадываются о существующих правилах, которые желательно соблюдать:

  • на стол на поминки не ставят посуду, предназначенную для праздников и торжественных приемов. Едят из тех столовых приборов, которые используются в быту ежедневно;
  • скатерть не должна иметь орнаментов и разноцветных включений, которые будут отвлекать от мыслей и молитв;
  • если организовывать поминальную трапезу с наиболее полным соблюдением традиций, то следует обойтись без вилок и ножей. Наши предки старались избежать использования любых колющих предметов, которые, по их уверениям, могли представлять опасность для тела покойного.

Простой и строгий поминальный стол – одно из требований организации поминок. Меню составляют из простых и питательных блюд, которые полезны в обычные дни, а в период скорби придадут сил перенести утрату.

Что должно быть на поминальном столе

Продукты для приготовления тщательно отбирают, обращая внимание на качество и свежесть. Знакомая привычная пища по традиционным семейным рецептам и тихая беседа, посвященная воспоминаниям об умершем человеке – вот то, что в идеале представляет из себя православное поминовение.

При самостоятельном приготовлении необременительно будет сварить борщ, приготовить овощной салат, подать для поминания усопшего отварной картофель или вареники с капустой. В обычные дни в качестве мясного блюда подойдут котлеты. Сложно представить поминальный обед без духовых пирожков. Из напитков чаще всего варят кисель и компот. В дополнение к вышеперечисленной еде на поминки может быть подана нарезка из колбасы, сыра, свежих овощей или фрукты. Едят рыбу промышленной обработки либо пожаренную дома, а бутерброды включают в меню по усмотрению родственников.

Читайте также:  Заправка из помидор с зеленью на зиму

Какие блюда обязательно готовить после похорон и на следующие поминки

В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.

Кутью на поминальный день готовят только из цельных зерен. Чаще всего берется смесь пшеницы и риса, замачивается на несколько часов и отваривается до консистенции мягких зерен. Сдабривают кутью маком, дроблеными орехами. Сладость духовного умиротворения в небесном царствии призвано показать добавление меда и изюма. Воскрешение, вечную жизнь символизируют зерна в кутье. Имеет значение не только обязательность присутствие блюд на поминальном столе, но и в какой последовательности их подают. Кутью ставят на стол в первую очередь. Каждый гость, принимающий участие в трапезе, съедает пригоршню кутьи, а затем продолжает трапезу.

Блины у православных присутствуют как символ возрождения, уходящий корнями в языческое представление о рождающемся каждое утро заново Солнце. Стараясь предать благодать воскресшей души, на поминальный стол готовят кисель. Завершающий скорбную трапезу овсяный, из ржаной или пшеничной муки кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком.

Напитки в меню поминального стола

Современный способ поминать алкоголем не только не приветствуется церковью, но и находится под строжайшим запретом для людей, знающих о символичности спиртного на столе в день похорон и традиционные поминальные даты, включая полгода и годовщину.

Истинно желающие душе умершего достичь небес на поминовении не распивают спиртные напитки. Любой гость, от близкого родственника до знакомого по работе или соседа по дому, должны понимать, что алкоголь усугубляет муки души усопшего. Наши православные предки верили, что включение алкоголя в меню поминок — это пожелание умершему тяжких мучений на пути к вратам Рая. Близких людей приглашают и угощают, накрывая стол обязательными поминальными блюдами и дополняя их едой по своему усмотрению, но наливать водку или вино будет неблагочестивым делом.

Принято подавать морс из ягод, приготовить лимонад по излюбленному рецепту. Можно поставить покупной сок, но домашний компот будет несравненно лучше. Несложно приготовить на поминки и узвар из сухофруктов. Необходимые ингредиенты всегда есть под рукой у хорошей хозяйки, их свободно можно купить в любое время года. На пяти-семилитровую кастрюлю берут:

  • 0,5 кг яблочной сушки;
  • 0,5 кг цельных или резанных сушеных груш;
  • 1 стакан сахара, причем делать сладким узвар не обязательно.

Для приготовления в кастрюлю достаточного объема наливают воду, ставят на огонь и пока вода закипает, моют сухофрукты. В кипящую воду кладут яблоки и груши, и когда узвар покипит на медленном огне около получаса, можно добавить сахар. При использовании меда, необходимо сначала остудить жидкость до комнатной температуры. Готовому узвару дают настояться в течение нескольких часов.

Следует понимать, что альтернативой вину и водке может служить множество полезных безалкогольных напитков. Они более уместны и в повседневной жизни, а тем более по скорбному поводу с его строгими ограничениями.

Чем поминать в пост

Уход из жизни близкого человека может случиться в период поста. Близкие не могут отменить выполнение своего долга и на девятый, и на сороковой день после смерти лишь по той причине, что обычные блюда приготовить нельзя.

В пост усопшего поминают с соблюдением традиций православной духовной культуры, но делают корректировку, исключая определенные ингредиенты, которые не едят в это время.

Меню на поминальный обед в пост особое. Кутью готовят без добавления сливочного масла. В тесто для блинов вливают воду вместо молока и не добавляют яйца. Остальные угощения можно так же приготовить постными и организовать ритуальную трапезу на достойном уровне.

Основные блюда не должны содержать мяса, но могут быть не менее вкусными при правильном подборе продуктов и соблюдении технологии приготовления. Из поколения в поколение передают хозяйки рецепт исконно русского постного борща, который по православной традиции вполне уместен для поминовения усопших. Не менее популярны щи с грибами, гречкой и квашеной капустой. Можно приготовить овощные салаты, заправив их растительным маслом, к гарниру из картофеля подать постные голубцы или фаршированный перец с грибной подливкой или морковные тефтельки. Гостям понравится пирог с капустой, пирожки с картофельной начинкой, луком и зеленью, фруктовые нарезки.

При подготовке меню самое главное правило — соблюдение сдержанности и скромности. Те, кто планирует роскошную трапезу со спиртными напитками, не вполне понимают смысла поминовения. Умершему больше нужны молитвы и память ближних для облегчения перехода к загробной жизни, чем поминальный обед с обильной едой и выпивкой. Может поэтому на 9 дней никого не зовут, но пришедших обязательно усаживают за стол и угощают.

Особенности скорбного стола на 9 дней

Спустя девять дней после смерти родственники и знакомые приходят сами, родным усопшего следует лишь сообщить, когда и где по православной традиции все смогут собраться для молитвы за душу умершего.

Меню состоит из простых по составу угощений, готовка которых дома не отнимет много времени и сил. На незваных поминках особенно не рекомендуется предаваться чревоугодию, так как сам смысл заключается в том, чтобы прийти без предупреждения, тем самым показать, что усопшего помнят. В благодарность родственники угощают гостей тем, что есть в доме. Скромность не является проявлением бедности. Так родные дают понять собравшимся, лучшая помощь усопшему – это молитва, а не сытный обед.

После традиционной молитвы в церкви на 9 дней домой приносят освященную кутью. Ею потчуют гостей в начале, а уже затем подают блюда, которые любил покойный при жизни. На горячее можно сделать борщ, лапшу или щи. Второе заменяют скромными закусками, помня об особенности прихода гостей на 9 дней без приглашения. Из напитков несладкий компот будет лучшим вариантом.

Алкоголя не должно быть на столе на поминках. Цель трапезы несколько иная, и готовят блюда скромнее, чем на поминки в день похорон. Поддержанию сытной едой в горестную минуту приходит на смену тихое поминовение ушедшего человека за скромными блюдами. Еду готовят так, чтобы то, что осталось, можно было разделить между пришедшими по окончании трапезы. В эту дату не произносят речей, не говорят плохих слов о покойном, так как критика и негативные воспоминания ускоряют движение души его к аду, которое начинается на девятый день и доходит до критического рубежа в сороковой.

Чем поминают на 40 дней и в годовщину

Традиционно поминальная трапеза на сорок дней после смерти была самой важной. Особая ответственность, возлагаемая на родственников, заключается в поддержке поминовением и молитвой души умершего, которой по православным канонам предстоит узнать решение относительно места дальнейшего вечного пребывания. На сороковые сутки душа заканчивает свой путь между землей и небесами, и предстает перед судом Божьим. В последний раз на земле происходит её прощание с бренным миром. Добрые слова, произнесенные в память о человеке, молитва с просьбами о прощении прегрешений способствует попаданию души умершего в Рай и вечному блаженству . Самое важное, что обязательно делают – молятся, заказывают Божественные литургии и участвуют в панихидах. Так поступают по истечении полугода, а затем и года после смерти.

На сороковины гостей собирают у покойного дома. В сервировке стола и оформлении интерьера соблюдают сдержанность и лаконичность. Помнят, что поминки нельзя превращать в обыкновенные посиделки с чревоугодием и алкогольными возлияниями. На поминках едят:

  • обязательные кутью и блины. Соблюдают последовательность подачи и вкушают блюда в установленной последовательности, помня их символический смысл: зерна попадут в землю, на следующий год прорастут, и это станет началом новой жизни. Поедание блинов, подобия возрожденного на восходе солнца, даст родственникам надежду на воскрешение души умершего;
  • после традиционного горячего блюда полагается подать мясо или жареной рыбу с гарниром в виде каши или картофельного пюре. В меню можно добавить холодные закуски, селедку, мясную и овощную нарезки;
  • салаты на поминках в основном постные: винегрет с фасолью и грибами, огурцы и помидоры, салат из капусты, моркови или отварная свекла с черносливом;
  • кисель, компот или узвар ставят на стол еще в начале трапезы, а в завершение поминального обеда подают духовые пирожки, которые присутствующие съедают и забирают с собой.

Оставшиеся блюда поминальной трапезы на сороковины, полгода и годовщину раздают соседям и знакомым, которые не были на поминках.

В современном мире можно наблюдать, как стираются и уходят в прошлое обычаи. Однако православную традицию поминать усопших чтят в каждой семье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector