Что такое тактильные игры

Что такое тактильные игры

Автор статьи: Крыжановская Вера.

Помимо зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или порой стенам комнаты.

Задача родителей — направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения.

Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

Ознакомьтесь с ниже приведенными примерами некоторых тактильных игр для детей, в которые можно играть как дома, так и находясь в поездке или на прогулке.

Можно складывать в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки, деревянный счетный материал и прочее. Для начала предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц.

С целью научить ребенка тактильно различать предметы, создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий , твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Или приобретите готовый набор "Тактильные ладошки".

Тактильные загадки. Пускай ребенок, закрыв глазки, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты.

Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

Тактильные игрушки внесут в игру много интересного и познавательного.

Кинетический песок — домашняя песочница, играя с которой, малыш сможет реализовать свой творческий потенциал.

Для большинства детей лепка – это очень увлекательный процесс! Создавать зверушек, человечков, шарики и колбаски малыш может из пластилина или специально предназначенного теста для лепки. Разминая и ковыряя своими пальчиками материал, ребенок не только весело и увлеченно проведет время, но будет развивать мелкую моторику и мыслительные способности. Понравится ребенку и отвердевающая паста для моделирования. Она отличается легкостью в работе, быстро затвердевает. С ее помощью маленький скульптор создаст свои первые шедевры в искусстве.

Не забудем и про развитие детской логики. Например, собирая логический куб, ребенок активизирует моторику и одновременно получает первые знания о геометрических фигурах.

Плескаться в воде, переливать ее, брызгаться, пускать кораблики, создавать фонтанчики, подставляя ладошку под сильный напор воды, что может быть более захватывающим и полезным! Подобные водные игры на развитие тактильных ощущений имеют положительный терапевтический результат.

Игры с бумагой также очень нравятся малышам. Порвите разноцветную бумагу или старый глянцевый журнал на мелкие фантики и из получившихся ярких кусочков создайте картинку- аппликацию.

Родители, играя со своим ребенком, подсказывайте по необходимости, помогайте ему выполнять поставленные задачи и не забывайте хвалить.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Педагогический опыт Высоцкой К.Ю. учителя – дефектолога МБДОУ № 16 «Ласточка» ст. Новорождественской

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Читайте также:  Шаурма с индейкой рецепт с фото

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Читайте также:  Печенье мария рецепт с фото пошагово

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Тактильные игры очень важны для развития дошкольников. Наверняка, для вас не будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка. Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!

Если вы хорошо учились в школе по анатомии, то помните, о том, что головной мозг человека устроен так, что зоны, отвечающие за мышление и развитие движений рук, находятся рядом. Таким образом, играя в тактильные игры, ребёнок развивает и своё мышление!

Тактильная игра «Отгадайте, что это?»

Ребёнок-ведущий засовывает руку в мешочек, наполненный разнообразными предметами, не обязательно часто встречающимися ребёнку. Это могут быть: как кубик, мячик, так и шахматная фигура, шашка, зеркальце, бутылочка из-под штриха, клей-карандаш, клей в тюбике, коробочка со скрепками, пакетик чая, маленькая индивидуальная упаковка сахарного песка, ластик, степлер (без скрепок, для безопасности), пилочка для ногтей, тюбик губной помады, игрушка из киндер-сюрприза и т. п.

Читайте также:  Хворост мягкий на кефире рецепт с фото

Задача ребёнка: узнать, наощупь выбрать в мешочке любой предмет, затем, поняв, что это такое, описать предмет всем присутствующим, не называя его. Задача детей – отгадать предмет.

Тактильная игра «Сколько?»

В непрозрачную коробку кладутся мелкие предметы количеством от одного до десяти. Ведущий (воспитатель) знает их точное количество. Ребёнок засовывает в коробку руку (можно сделать для этого в крышке коробки специальное отверстие) и, не глядя, пересчитывает их. Затем он говорит количество предметов. Если ответ верный, перед следующим игроком ведущий меняет количество предметов в коробке. Если сосчитано было неверно, в игру вступает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Предметы могут быть как одинаковые – фасолины, бусины большого размера, так и разные.

Тактильная игра «На что похоже?»

Для этой игры будут необходимы специальные так называемые тактильные кружочки из разной по фактуре ткани. Вы можете найти такие тактильные кружочки, разработанные на основе рекомендаций психологов, в Интернет-магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т. п.

Тактильная игра «Непохожие кружки»

Игру можно проводить с надетой на глаза повязкой. Задание для играющих: собрать кружочки по парам так, чтобы в каждой паре были кружочки, отличные друг от друга.

Тактильная игра «Правильно-неправильно»

Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

Тактильная игра «Что такого же цвета?»

Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.

Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

Тактильная игра «Как это словами?»

Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.

Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

Тактильная игра «Одним пальцем»

Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.

Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

Тактильная игра «Отгадай не руками»

Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

Материал подготовила Наталья Прищепенок, методист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector