Три тополя на плющихе таксист

Три тополя на плющихе таксист

В 1966 году был напечатан рассказ советского писателя А. Борщаговского «Три тополя на Шаболовке» и уже через год режиссер Татьяна Лиознова выпускает свой, ставший легендарным, фильм.

В главных ролях – «тяжеловесы», титаны советского кино, Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот светлый, лиричный, настоящий «шестидесятнический» фильм бесспорно входит в список лучших советских лент. Время не властно над ним, он повествует о вечном — о жизни человеческого сердца.

Сюжет фильма Три тополя на Плющихе

Сюжет фильма обманчиво прост: деревенская женщина Нюра приезжает в Москву, чтобы продать мясо и заодно повидаться с непутевой сестрой своего благоверного – та вздумала загулять. Но случайная встреча с таксистом Александром смешала ее планы. Вернее, внешне ничего для Нюры не изменилось – мясо она продаст, с сестрой встретится. Вот только кто кого вразумит – это большой вопрос.

Александр оказывается человеком, всерьез затронувшим сердце женщины. В фильме, конечно же, нет эротических сцен – это немыслимо для советского кино того времени. Более того, герои не будут говорить о любви, они не осознают ее сами и не признаются друг другу. Никаких внешних потрясений, но все содержание мира внутреннего изменилось раз и навсегда.

Основным лейтмотивом проходит мелодия песни «Нежность» Александры Пахмутовой. Героиня силится вспомнить ее название, напевает отрывки. На наших глазах из озабоченной деревенской клуши Нюра превращается в женщину – удивительно поэтичную, почти неземную.

Конечно, ей и в голову не приходит, что между ней и Александром случилось то самое, о чем и помыслить страшно порядочной мужней жене – нежность, пробуждение сердца, любовь. Ведь у нее уже есть любовь – практичный и заботливый муж, двое детей. Вот только это не совсем то…

Режиссер Лиознова говорила потом в своих интервью, что Нюра потому и расцвела после новой встречи, что в прежних отношениях, законном, благополучном браке, повседневные мещанские заботы, хлопоты о сытости, давно вытеснили искреннее чувство. Героиня жила в полусне, как женщина она была мертва – сердце ее мертво. В одной из последних сцен перед Нюрой встает выбор: пойти дальше в новых, только завязавшихся отношениях — Александр ждет ее на улице, в такси – или оставить все как есть.

Конечно, логика характера да и нравственный запал советского кинематографа не дают ей повторить «подвиг Анны Карениной» — это невозможно. Нюра возвращается в деревню к мужу, детям. Она с блеском справилась со всеми делами – мясо продано, дети и муж получают подарки.

Смысл финальной сцены фильма Три тополя на Плющихе

И вот мы видим финальную сцену… Героиня вернулась, она готова окунутся в прежнюю, упорядоченную жизнь. Послушно отдает супругу, как главе семьи, все вырученные рубли. В умилении смотрит на детей, примеряющих обновки. Но тут… Тут по радио вдруг объявляют песню Пахмутовой «Нежность» и героиня, удивленная, прозревшая, вслушивается в слова, истинного смысла которых она до сих пор не понимала. Она не может ответить на вопрос мужа: «А себе чего ты привезла?».

Лицо ее искажается гримасой боли и страдания, глаза наполнены слезами. Муж и дети смотрят в изумлении. Зритель понимает в эту минуту, что все, что смогла привезти Нюра из этой поездки – другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства, настоящей любви. Он не когда не станет ее настоящим, реальным миром. Но и тот, в который она вернулась, уже не принесет ей подлинного счастья. Перевернуто все ее женское существо, которое слишком долго обходилось без нежности.

Читайте также:  Жареные сосиски в тесте рецепт без дрожжей

Именно нерастраченная нежность, ненужная в мещанском мирке, будет делать ее несчастной — отныне и навсегда. Прежней безмятежности уже не обрести, простое счастье сытой семейной жизни не повторится. Это настоящая трагедия личности, скрытая за фасадом советского кино. Несмотря на внешнюю простоту сюжета и скромность героев, она не уступит в накале и сложности вечным, хорошо известным нам сюжетам.

Кстати, песню Пахмутова написала специально для этого фильма, и она навсегда вошла в анналы золотого фонда советской песни.

Невероятна была популярность этого кино в СССР. Женщин забрасывали режиссера письмами, в которых просили переснять концовку, сделать так, чтобы Нюра вышла к Саше и они стали жить счастливо. Но тогда фильм превратился бы в обычную мелодраму.

Войти

Режиссер Татьяна Лиознова, в роли водителя — Олег Ефремов, в роли пассажирки — Татьяна Доронина, в роли машины такси — винрарная "Волга Газ-21" специальной серии.

Неувядающая советская классика, роскошный актерский дуэт Дорониной и Ефремова "про нежность". С некоторыми, возможно, допущениями. Природный аристократизм Дорониной неизбежно проявляется сквозь образ деревенской простушки, а "таксист" Ефремова скорее обогнал свое время. Это сейчас студенты могут запросто встретить в такси своего институтского профессора, а офисные работники — коллегу, но для тех времен когда московские таксисты были довольно закрытой кастой, его Саша необычно интеллигентен. Впрочем, это дело вкуса.

Фильм многократно исследован краеведами и киноведами, но возможно что профессиональный взгляд с точки зрения такси добавит деталей. Количество советских артефактов такси в фильме настолько большое что подробный их обзор займет даже несколько статей.

Утренняя Москва, по сценарию ранняя осень. Машина Саши проезжает по пустынной Крымской эстакаде в сторону Остоженки, на заднем плане вход в метро "Парк Культуры", справа Провиантские склады николаевских времен (сейчас там Музей Москвы и киноклуб).

Вероятно, Саша кружил по этому району, в следующем кадре он уже с обратной стороны поворачивает с Фрунзенской набережной в сторону Комсомольского проспекта. Справа кинотеатр "Фитиль". Здесь Саша подхватывает утреннюю девицу без определенных занятий.

— Домой?
— Домой. На Кутузовский за панораму. Дом скажу.

Снова Крымская эстакада, выезжают на Остоженку (в те времена ул.Метростроевская). До этого места с точки зрения географии все пока вполне логично.

За разговором девица демонстрирует знание транспортной инфраструктуры Лондона и Парижа, и почему-то обижается на легкую подколку Ефремова.
— Бывали?
— Я знаю. Я точно знаю.

Далее начинаются знаменитые географические нестыковки этого фильма, многократно разобранные киноведами и краеведами. Приехали он вовсе не на Кутузовский, а высаживает Саша пассажирку тут же рядом на Остоженке — Пожарский переулок, 12. Причем почему-то заехали они с обратной стороны от набережной. На современном кадре перспективу этой улицы венчает статуя Петра Колумбовича.

Вот любопытно что было бы, если той девице тогда рассказать, что район где она "проживает" по фильму, станет в Москве "золотой милей" и стоимость жилья в нем намного зашкалит элитную недвижимость и Парижа и Лондона?

Читайте также:  Как правильно закаливаться в домашних условиях

Вероятно, в сценарии или на монтаже в этом месте могли быть какие-то ножницы, на прощание Саша говорит девице:

— Ничего, как раз к утренней зарядке успеешь.
Она что ли опаздывала куда-то?

Машина Саши снова в поиске пассажира, разворачивает на пл.Дзержинского (ныне снова Лубянка). Здесь многое изменилось, движение стало односторонним, Железного Феликса давно нет (впрочем, ходят слухи), много лет уже как закрыт Центральный Детский Мир, и судьба его туманна.

А следующий кадр для такси особенно интересен — мы можем подробно разглядеть чем отличалась модификация "Волги ГАЗ-21" такси от обычной.

Основные отличия от "гражданских" моделей следующие:

— справа в углу штатный "зеленый глаз".
— вместо штатного радиоприемника — таксометр. По этой же причине сверху на крыше у этой машины нет радиоантенны, а Саша возит с собой отдельный приемник.
— на бардачке заводская табличка с правилами перевозки.
— вместо легендарного переднего трехместного дивана — раздельные сидения, правое пассажирское складывалось для перевозки дополнительного багажа.
— на передней панели полукустарный "заборчик" из гнутой проволоки, Саша возит там спички и папиросы.
— справа под стеклом табличка "Окончание работы 21:00". Пока ее в фильме еще не было видно, но позже будет.
— отсутствуют ремни безопасности (апд, в те времена ремней еще у всех не было).

На этом месте фильм возвращается в деревню к отъезду Нюры в Москву, скоро предстоит встреча главных героев.

Три тополя на Плющихе
Жанр мелодрама
Режиссёр
  • Татьяна Михайловна Лиознова
Автор
сценария
  • Борщаговский, Александр Михайлович
Оператор
  • Пётр Катаев
Композитор
  • Александра Николаевна Пахмутова
Кинокомпания Киностудия имени М. Горького
Второе творческое объединение
Длительность 75 мин
Страна
  • СССР
Язык русский
Год 1967
IMDb ID 0062393

«Три то́поля на Плющи́хе» — советский мелодраматический фильм режиссёра Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

В Москву из деревни продавать домашнюю ветчину приезжает замужняя женщина и мать двоих детей Нюра. И первый, кто ей встречается — неожиданно интеллигентный водитель такси, который должен подвезти её к золовке, сестре мужа, живущей возле кафе «Три тополя» на Плющихе. Эта случайная и очень значимая для обоих встреча сближает прежде незнакомых друг другу людей и заставляет их по-новому посмотреть на свою жизнь, однако продолжения этого знакомства не случается.

В фильме героиня Татьяны Дорониной поет песню Александры Пахмутовой «Нежность», очень популярную в те годы. В финале фильма эта песня, ставшая его главной музыкальной темой, звучит по радио в исполнении Майи Кристалинской.

В ролях [ править | править код ]

  • Татьяна Доронина — Нюра (Анна Григорьевна)
  • Олег Ефремов — Саша, водитель такси
  • Вячеслав Шалевич — Гриша, муж Нюры, бакенщик
  • Валентина Телегина — Федосия Ивановна
  • Николай Смирнов — дядя Егор
  • Алевтина Румянцева — Нина, золовка Нюры
  • Виктор Сергачёв — жених Нины
  • Георгий Светлани — пастух
  • Артур Нищёнкин
  • Валентин Печников — водитель грузовика
  • Галя Белых — Галя, дочка Нюры (в титрах Валя Белых)
  • Серёжа Морозов — Серёжа, сын Нюры
  • Яков Ленц — старик в очереди в кинотеатре
  • Хикмат Латыпов — дедушка Садык
  • Анна Волгина — мать Григория
  • Николай Гладков — отец Григория
  • Алексей Миронов — пассажир
  • Николай Юдин — пассажир в очках
  • Евгения Поплавская — девушка в такси
Читайте также:  Уха из щуки на плите

Съёмочная группа [ править | править код ]

  • Режиссёр-постановщик: Татьяна Лиознова
  • Сценарист: Александр Борщаговский
  • Оператор-постановщик: Пётр Катаев
  • Художник-постановщик: Сергей Серебреников
  • Композитор: Александра Пахмутова
  • Звукооператор: Леонард Бухов
  • Режиссёр: Б. Киселёв
  • Оператор: О. Кобзев
  • Художник по костюмам: Мариам Быховская.
  • Монтажёр: Ксения Блинова
  • Грим: А. Смирнова
  • Редактор: Н. Торчинская
  • Директор картины: Михаил Капустин

Создание [ править | править код ]

Изначально фильм должен был называться, как и рассказ, «Три тополя на Шаболовке». Однако в конце 60-х слово Шаболовка уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло помешать восприятию фильма зрителем. Ведь в картине про телевидение — ни слова. Вот как описывает «переименование» сам Александр Борщаговский:

— Фильм ставила очень талантливый и сильный кинорежиссёр Татьяна Лиознова. Как все (или почти все) киношники, она хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя. С удивительной настойчивостью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счётом не имело никакого значения — и Шаболовка, и Плющиха — московские уголки. В принципе не будучи слишком покорным, тут — я согласился: «Пожалуйста, Танечка!». Она была счастлива этой малостью. А потом это кино стало чем-то, от меня не зависящим…[1]

Фильм действительно снимался недалеко от Плющихи, в доме № 5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили её съёмочной группе, съехав на дачу. Герой Олега Ефремова ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке, этот переулок выходит на Плющиху. В 6-м Ростовском переулке специально для фильма была выстроена декорация кафе «Три тополя». Высадив дедушку Садыка на Большой Пироговской, д. 51, а эта улица недалеко от Плющихи, Олег Ефремов везет Татьяну Доронину довольно длинным маршрутом, по дороге купив билеты в кинотеатре «Горизонт». Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Железнодорожная станция, с которой героиня уезжает в Москву, снималась на станции города Зарайска, закрытой незадолго до съемок для пассажирского сообщения. Деревенские сцены — д. Смедово.

Машина «Волга» ГАЗ-21, на которой в фильме ездили по Москве Т. Доронина и О. Ефремов, принадлежала киностудии «Мосфильм». Этот же автомобиль под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова и телесериале «Людмила» Александра Павловского. Сейчас эту машину можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».

Награды [ править | править код ]

Фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969) и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970).

Колоризированная версия [ править | править код ]

17 марта 2011 года на DVD и Blu-Ray вышла цветная версия фильма. Она должна была быть показана по Первому каналу 23 апреля 2011 года, но из-за смерти Михаила Козакова показ был перенесён на 12 июня 2011 года в 15:30.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector