Учимся говорить первые слова

Учимся говорить первые слова

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
Читайте также:  Сладкая кукуруза на зиму в домашних условиях

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — " Что как звучит? " ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и " Кто что делает? " ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Человек приходит в этот мир, снабженный органами чувств. Он воспринимает окружающую действительность и реагирует на происходящее вокруг него эмоциональными реакциями, положительными или отрицательными. К сожалению, поначалу он не имеет возможности объясняться при помощи речи, а потому родителям приходится догадываться, что хочет их чадо, чем оно недовольно, что его восторгает и т. д. По мере взросления малыш начинает пытаться имитировать звуки, которые он слышит. Так закладывается основа будущих слов. Каким первым словам надо начинать учить ребенка? Ответ читайте в статье.

Первые слова ребенка – какими они должны быть?

Существует несколько правил, как научить малыша говорить его первые слова:

  1. Используйте упрощенные формы.

Собаку вполне приемлемо называть «ав-ав», но при этом сразу же называйте и полное слово. У малыша закрепится в голове взаимосвязь между этими двумя понятиями.

  1. Играйте в игру «повторение».

Сначала сами назовите слово, например, «корова – мууу», а затем предложите ребенку повторить. Хорошо подойдет и вопрос ответ. К примеру, спросите, как говорит уточка? Если возникли затруднения с ответом, подскажите его.

  1. Комментируйте все свои повседневные действия – приготовление еды, умывание лица, складывание игрушек. Постепенно ребенок их запомнит, ведь повторяются они часто.
  2. Формируйте связи между предметом и действием.

Покажите, как укладываете куклу спать, накрываете одеялом. При этом расскажите, что «кукла – ляля – пошла спать – бай-бай».

  1. Поощряйте говорение.

Если ребенок тянет руку за предметом, сделайте вид, что не понимаете, что он хочет. Провоцируйте его сказать слово «дай» и другие подобные.

  1. Произносите стишки и потешки, сопровождая их соответствующими действиями.
  2. На улице акцентируйте внимание малыша на окружающих предметах, животных, рассматривайте их.
Читайте также:  Пилинг грин марин отзывы

Каким первым словам стоит обучить ребенка?

Несомненно, они должны быть простыми, не состоящими из большого количества слогов. Лучше всего, начинать с тех, которые есть в постоянном доступе дома. Всегда понятнее то, что можно посмотреть и потрогать.

С чего лучше начать:

  • Части лица и тела (уши, глаза, нос, рот, нога, живот и др.);
  • Простейшие предметы обихода, посуда (метла, совок, тряпка, кружка, ложка, тарелка);
  • Домашние животные, а также те, изображения которых есть в книге (кошка, собака, лягушка, гусь);
  • Предметы мебели (стул, диван, телевизор, шкаф);
  • Родственники, их имена (бабушка Валя, дедушка Антон, мама Света, папа Дима и др.);

Еда и напитки (банан, котлета, чай, кисель, помидор).

Все родители с нетерпением ждут первых слов малыша, но в первые месяцы ребёнок так быстро начинает познавать окружающий мир и столько с ним происходит нового, что это ожидание не тревожное, а радостное. И всё-таки родителям хочется, чтобы их малыш произнёс свои первые слова вовремя, чтобы не было задержки в развитии его речи.

Как скоро малыш произнест первые слова и какими они будут?

То, как скоро он научится говорить первые слова и темпы появления в лексиконе малыша новых слов, зависят от его индивидуальных особенностей, но не менее важны и условия в которых он растёт и развивается. Процесс освоения речи может пойти быстрее, если родители (чаще всего, мама) будет с ним заниматься.

Давно доказано, что девочки начинают произносить первые слова чуть раньше мальчиков, на восьмом месяце, мальчики – в возрасте одного года.

Рассмотрим, какие первые слова произносят малыши, в каком возрасте, и от чего зависят сроки и темпы овладения ребёнком речью.

Первые десять месяцев – первые звуки

В первые два месяца малыш начинает издавать звуки, состоящие пока из одной буквы, «о, а, у». В периоде от 3-х до 5-ти месяце он начинает произносить уже сочетания гласных и согласных букв, и чаще всего эти первые словосочетания «ма-ма». Это вовсе не означает, что он уже называет так маму, отождествляя эти звуки с ней. Просто физиологически малышу легче и удобнее произносить звуки «ма», чем «па» или «ба». С 6-ти до 9-ти месяцев его звукосочетания уже начинают приобретать смысл, то есть малыш произносит звуки осмысленно, хотя ещё не умеет облечь их в слова.

В этот момент каждый родитель задумывается над тем, как научить ребенка говорить.

Первые слова – с 9 месяцев до года

Период с девяти месяцев до года, это время первых слов малыша, причём, произносимых осознанно. То есть он уже связывает свои слова с определёнными лицами или действиями. В это время малыш уже произносит «мама», «папа», если есть братик или сестричка, называет их по имени, иногда очень коверкая имя, и сокращая, если оно длинное. Он уже может называть животных или некоторые предметы по звукам, которые они издают, особенно, если мама повторяет их, например, собачку он может называть «ав-ав», курочку – «ко-ко», машину — «би-би», часы – «тик-так». И некоторые короткие слова, обозначающие действия или намерения, тоже могут появиться в лексиконе малыша – «дай», «на», «бай-бай», «да», «нет», и так далее. Как утверждают детские психологи, когда малышу исполнится год, его словарный запас должен включать в себя не менее 4-х слов, а максимум слов малыша к этому времени – 200, да, вот такой разрыв между минимумом и максимумом.

Второй год жизни – новые слова

На втором году жизни можно уже говорить не о первых, а о новых словах малыша. В это время его мозг активно развивается и работает. Слова всё ещё простые по произношению, но их количество растёт день ото дня. Он уже знает, как называть родственников, зверюшек, игрушки, какие-то действия. И если эти слова короткие или с повторение звуков, он называет их правильно – мяч, дай, мама, папа, баба, би-би, пи-пи, и так далее. Если слова длинные, он приспосабливает их к своему детскому языку, и говорит их неправильно или сокращённо, кушать – ам-ам, пить – пи, гулять – ля или гу. В это период малыш уже начинает говорить короткими, из двух слов, предложениями, например, «мама, дай», «я бай-бай».

Читайте также:  Зеленые помидоры на зиму рецепты с фото

В это время он усваивает ежедневно около десяти слов, именно усваивает, а не всегда говорит, то есть он понимает, что это слово обозначает, но пока ещё не всё может сказать. На втором году жизни у ребёнка даже может быть несколько периодов, так называемого «осознанного молчания», когда в течении нескольких дней или недель он не произносит новых слов. Беспокоиться о том, что у малыша происходит какая-то задержка в развитии речи, не стоит, просто его мозг активно перерабатывает полученную информацию, и в какое-то время он удивит окружающих потоком новых слов.

В это время малыш уже отчётливо понимает, что такое согласие, отрицание и вопрос. Например, отрицая что-то, он говорит «нет», соглашаясь – «я пойду», а вопрос он может выражать даже одним словом, «баба?», «гулять?», «пойдём?».

Если у ребёнка нет никаких отклонений по здоровью, то к двум годам, он уже говорит предложениями из трёх слов и это, как минимум. Я лично видела детей, которые уже в два с небольшим года читали стихи. Возможности, в освоении речи ребёнком, велики, особенно если не пускать дело на самотёк, а заниматься с ним. Чаще читать ребенку детски книжки. На нашем сайте вы сможете найти рекомендации о лучших авторах дтских книжек.

Причины молчания

В чем причины молчания детей к сроку, когда им уже нужно говорить, и говорить не только первые слова? Причин может быть несколько и многие из них возникают по вине неумелых или ленивых родителей, хотя есть и другие причины:

  • Постоянный шумовой фон, создаваемый телевизором и каким-то воспроизводителем музыки. Если в течение дня всё время работает телевизор, малышу трудно усвоить слова, их слишком много звучит из телевизора,
  • «Сюсюканье» родителей при общении с малышом,
  • Неправильная психологическая атмосфера при общении с ребёнком. Если ему постоянно говорят «нет» или «нельзя», малыш замыкается, и тогда первые слова вы от него услышите нескоро,
  • Постоянные поправления ребёнка, когда он что-то произносит не совсем правильно, да ещё если эти поправления говорятся раздражённым тоном. Даже маленькому человеку не нравится постоянная критика в свой адрес, и тогда он замыкается, ему легче промолчать, чем слышать раздражённый голос мамы,
  • Нечастое общение ребёнка со своими сверстниками и детьми, чуть постарше его, замедляет развитие речи малыша. Общение с себе подобными, то есть, с другими детьми ускоряет развитие языка малыша, а общение с более старшими детьми, ещё и стимулирует обогащение его словарного запаса,
  • Двуязычие в окружении ребёнка тоже может замедлить процесс развития его речи. Если родители употребляют в присутствии ребёнка разную речь, или в семье один язык, а в окружающем его мире, другой, то появление первых слов и дальнейшее развитие речи малыша может замедлиться. Но у этой медали есть и обратная сторона, мозг ребёнка в такой среде с двумя языками, работает активнее,
  • Отсутствие или малое количество новых впечатлений тоже может отрицательно сказаться на развитие речи ребёнка. Мало игрушек, мало новых мест для прогулок, мало общения, и мозгу ребёнка становится не над чем трудиться.


Поводы для беспокойства

Как помочь ребёнку сказать первые слова и, вообще, научиться говорить, очень подробно описано в статье «Как научить ребёнка говорить». Норма для развития речи ребёнка – это первые слова в год, первые предложения в два года. Не стоит беспокоиться, если малыш произнесёт свои первые слова чуть позже обычных сроков, но поводы для беспокойства могут возникнуть, если:

  • Малыш не произносит первые слова даже после исполнения ему одного года,
  • Окружающие, и даже мама, не может понять ни одного слова малыша, они просто не похожи на обычные слова,
  • До полутора лет он никак не реагирует даже на простые просьбы близких, например, «дай кубик»,
  • После двух лет нет реакции на простые вопросы, после слов мамы «кушать будешь?», он не идёт к обеденному столу или «пойдём гулять?», не бежит к своей верхней одежде.

При наличии одного или нескольких таких признаков, малыша нужно показать специалисту.

Но не стоит искать проблем на пустом месте, пусть ваш малыш скажет свои первые слова чуть позже обычного, не нужно обращаться к логопеду, особенно, если учесть, что они работают с детьми только тогда, когда ребёнку исполнится три года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector